Авторы школьных учебников русской истории / истории СССР: коллективный портрет на фоне исторических эпох (1918–1950-е гг.)
(Стр. 2658-4654)

Подробнее об авторах
Огоновская Изабелла Станиславовна кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования, Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ)
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
г. Екатеринбург, Российская Федерация
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Автор статьи исследует процесс развития школьного исторического образования в 1918–1950-е гг., рассматривая его через призму издания школьных учебников русской истории и истории СССР и судьбы авторов этих учебных изданий. Обращается внимание на интерес исследователей к периоду 1930-х гг. и учебнику истории СССР для начальной школы под редакцией А.В. Шестакова и меньшую изученность учебной литературы, издаваемой в 1918–1920-е и 1940-е — 1950-е гг. Выделены и охарактеризованы четыре этапа, каждый из которых имел свои особенности; актуализирована проблема воспитания марксистского понимания истории посредством школьных учебников истории в названные годы; рассмотрены исторические концепции развития российской истории, рожденные в результате научных дискуссий и авторских взглядов М.Н. Покровского и других ученых; проанализировано содержание отдельных сюжетов в школьных учебниках истории; показана взаимосвязь власти и исторической науки на определенных этапах развития; представлены выводы о влиянии исторических эпох на исторические судьбы как учебников истории для школы, так и их авторов.
Образец цитирования:
Огоновская И.С., (2015), АВТОРЫ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ / ИСТОРИИ СССР: КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ (1918–1950-Е ГГ.). Пробелы в российском законодательстве, 6 => 2658-4654.
Список литературы:
Беленкин Б. «Танька. Танечка. Таня». Заметки на полях поэмы Наума Коржавина и биографии Анны Михайловны Панкратовой // Право на имя. Биографика XX века. Седьмые чтения памяти Вениамина Иофе. 20–22 апреля 2009 г. СПб.: Мемориал, 2010. С. 14–32.
Бущик Л. П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. 540 с.
В годы войны. Статьи и очерки / под ред. А.М. Самсонова. М.: Наука, 1985. 232 с.
Дубровский А.М. Историк и власть. Историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950-е гг.). Брянск, 2005. 800 с.
Историк и время: 20-е — 50-е годы ХХ века / отв. ред. Ю.С. Кукушкин Ю.С.; РАН. Ин-т рос. истории, МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. — М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов (РУДН): Изд-во объединения «Мосгорархив», 2000. 360 с.
Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А.А. Чернобаев. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2001. 912 с.
Кудряшов С. Историю — в школу: создание первых советских учебников // Вестник Архива Президента Российской Федерации. М., 2008. С. 74–99.
Куропаткин А.П. Проекты нового государственного гимна в ранний период советской «оттепели» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 2010. № 2. С. 166–169.
Родигина Н.Н. Специализированные исторические журналы 1930-х — начала 1940-х годов как источник для изучения представлений историков о задачах школьных учебников истории // Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII–XXI вв. : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, Н. Н. Родигиной ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. —Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. —С. 45–64.
Сидорова Л.А. Проблемы «отцов и детей» в историческом сообществе // История и историки, 2002: Историографический вестник / Отв. ред. А.Н. Сахаров; Ин-т рос. истории. —М.: Наука. 2002. —С. 29–42.
Синютин М.В. Социолог № 1: к 140-летию Н.Н. Андреева // / Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 3. С. 32–49.
Ситник В.С. М.Н. Коваленский — историк и педагог. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. 75 с.
Фукс А. Н. Формирование советской моноконцепции отечественной истории и еë отражение в школьном учебнике А. В. Шестакова // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «История и политические науки». 2009. № 2. С. 104–113.
Яковлев Н.Н. О преподавании отечественной истории // Большевик. 1947. № 22. С. 26–37.
Ключевые слова:
ГУС (Государственный ученый совет), Единая трудовая школа, Институт истории АН СССР, марксистское понимание истории, Наркомат просвещения РСФСР, А.М. Панкратова, М.Н. Покровский, И.В. Сталин, А.В. Шестаков, учебник истории СССР..


Статьи по теме

ИСТОРИОГРАФИЯ Страницы: 167-179 DOI: 10.33693/2658-4654-2023-5-3-167-179 Выпуск №23446
Авторы школьных учебников русской истории / истории СССР: коллективный портрет на фоне исторических эпох (1918–1950-е гг.)
ГУС (Государственный ученый совет) Единая трудовая школа Институт истории АН СССР марксистское понимание истории Наркомат просвещения РСФСР
Подробнее
07.00.02 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Страницы: 41-45 Выпуск №15872
ФОРМИРОВАНИЕ СТАЛИНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х гг
И.В. Сталин коммунизм проект Конституция СССР Программа ВКП(б)
Подробнее
07.00.09 ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Страницы: 72-77 Выпуск №15843
ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ «ПОЗДНЕГО СТАЛИНИЗМА» В 1945-1991 гг
историография зарубежная историография поздний сталинизм И.В. Сталин
Подробнее