Строительство вузовской системы в Екатеринбурге-Свердловске в 1917–1920-х гг.: достижения и провалы экспериментирования
(Стр. 49-54)

Подробнее об авторах
Сперанский Андрей Владимирович доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий Центром политической и социокультурной истории
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук
г. Екатеринбург, Российская Федерация

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В статье проанализирован процесс строительства системы высших учебных заведений в Екатеринбурге (с 1924 г. — Свердловск) в период с 1917 г. до конца 1920-х гг. Отмечается, что идея создания в городе учреждения высшего образования вынашивалась местными политическими и финансово промышленными элитами с XVIII в. и была реализована на практике лишь в начале 1917 г. перед Февральской революцией, свергнувшей императора Николая II, чьим указом и был учрежден первый на Урале вуз — Горный институт. Авторский анализ показывает, что становление городской вузовской системы в условиях революции и гражданской войны, утвердивших советскую власть в России, носило крайне противоречивый характер. Закрепившиеся во властных структурах Екатеринбурга-Свердловска большевики, выполняя распоряжения центральных органов, постоянно реорганизовывали сеть высших учебных заведений в соответствии с господствующими идейно-политическим взглядами и начавшимися на их основе социалистическими преобразованиями. Делается вывод, что перманентное экспериментирование, выражавшееся в непродуманном слиянии в единое целое разнородных институтов, в «пролетаризации вузов», ограничивавшей прием «классово чуждых элементов», в необоснованных преследованиях «буржуазных профессоров», в свертывании подготовки специалистов гуманитарного профиля и т.п., приводило к снижению уровня преподавания и большому отсеву студентов, обусловивших малочисленность и недостаточную профессиональную подготовку студенческих выпусков 1920-х гг.
Образец цитирования:
Сперанский А.В. Строительство вузовской системы в Екатеринбурге-Свердловске в 1917-1920-х гг.: достижения и провалы экспериментирования // История и современное мировоззрение. 2025. Т. 7. № 3. С. 49-54. DOI: 10.33693/2658-4654-2025-7-3-49-54. EDN: EPSRDE
Список литературы:
Главацкий М.Е. История рождения Уральского университета. Екатеринбург, 2000. 240 с.
Дашкевич Л.А. Становление высшего образования на Урале: поиски власти и гражданского общества // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 131–141.
Игошев Б.М., Попов М.В., Елисафенко М.К., Суворов М.В. История развития педагогического образования в Екатеринбурге (1871–1930). Екатеринбург: [б.и.], 2013. 273 с.
Масленникова В.М. Создание Горного института // Известия Уральского государственного горного университета. 2013. Вып. 4 (32). С. 101–104.
Филатов В.В. «Быть по сему»: очерки истории Уральского государственного горного университета. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2014. 521 с.
Шорин А.Г. Два года, о которых мы забыли (Уральский горный институт в 1917–1919 гг.) // Известия Уральского государственного горного университета. Декабрь 2016. Вып. 4(44). С. 105–108.
Шорин А.Г. Статья о Петре Петровиче фон Веймарне для русской «Википедии» // Известия Уральского государственного горного университета. Июнь 2016. Вып. 2(42). С. 97–100.
Ключевые слова:
система высшего образования, Уральский горный институт, Уральский государственный университет, профессиональное педагогическое образование, Уральская высшая педагогическая школа, партийное образование, Урало-Сибирский коммунистический университет, учебно-воспитательный процесс..