BIG DATA И ЦИФРОВАЯ ДАТИФИКАЦИЯ КАК ТЕХНОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
(Стр. 60-65)

Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Научная проблематика. В 2010-х годах цифровизация формирует феномен больших данных (англ. big data) в развитых экономиках. Цифровая датификация инспирирует количественные и качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности, которые до сего дня не изучены комплексно. Датификация инспирирует идеи невозможности формирования устойчивых научно-теоретических концепций, «конца теории» как таковой [Anderson, 2008] Методология. Целью исследования является формирование целостного научно-теоретического представления феномена цифровой датификации в социальном контексте на основе системно-функционального анализа его характеристик на новейшем этапе в рамках ответа на два научные вопроса: RQ1: Каковы характеристики и особенности цифровой датификации в новейших форматах? RQ2: Какие трансформации инспирирует цифровая датификация в современном социуме? Впервые предлагается исследование цифровой датификации в концептуальной рамке поворота и фиксируется ее онтологическая сущность как поворота универсального типа. Результаты. В статье представлены результаты научно-теоретического исследования феномена больших данных в новейших форматах интернета всего и интернета бионановещей. Автор, в рамках решения научной проблемы концептуализации сущности больших данных, определяет их как биотехносоциальный феномен. Выявляются точки бифуркации, которые обусловливает цифровая датификация в обществе, в частности представлено и дефиницировано датифицированное цифровое неравенство; выявлен априорный уровень угроз безопасности в сфере персональных данных. Впервые вводится в научный обиход ряд понятий, в частности человек датифицированный, Homo datus. Представлен ряд научно-теоретических и научно-практических рекомендаций в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика» (2017-2015). Заключение. Большие данные сегодня есть новейшая государственная стратегия «Большой» России в условиях цифровой экономики. Научно-теоретические исследования датификации в социальном контексте позволяют выявить ряд точек бифуркации и потенциальных угроз и конфликтов при реализации программы: персональных, социальных, экономических и т.д., и купировать их.
Образец цитирования:
Шилина М.Г., (2018), BIG DATA И ЦИФРОВАЯ ДАТИФИКАЦИЯ КАК ТЕХНОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Социально-политические науки, 4 => 60-65.
Список литературы:
Онлайн исследования в России 3.0 / Отв. ред.: А. В. Шашкин, С. Г. Давыдов. М.: OMI RUSSIA, 2012-2016.
Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. М., 2012. - 738 с.
Шилина М.Г. Big&Open Data как фактор трансформации профессиональной социальной коммуникации? // Коммуникация. Медиа. Дизайн. - М.: НИУ ВШЭ, ф-т коммуникаций, медиа и дизайна. - М., 2016, № 3. - С. 19-33. https://cmd-journal.hse.ru/2016--1.html
Anderson, C. (2008) The End of Theory: The Data Deluge Makes the Scientific Method Obsolete. Wired 16(7).
Boydd and Crawford, K. (2012) Critical Questions for Big Data. Information, Communication &Society15(5): 662-679.
Dalton C. and Thatcher, J. (2016) «What does a critical data studies look like, and why do we care? Seven points for a critical approach to ‘big data’.» Society and Space open site (2014). http://societyandspace.org/2014/05/12/what-does-a-critical-data-studies-look-like-and-why-do-we-care-craig-dalton-and-jim-thatcher/October 23. (accessed 15/05/2018)
Heidegger, М. (1962) Die Technik und die Kehre. Pfullingen: Neske. S. 37-47.
Ishikawa, H. (2015) Social big data mining. Boca Raton: Taylor & Francis Group, CRC Press.
Kitchin, R. (2014) Short Presentation on the Need for Critical Data Studies. The Programmable City blog.http://www.nuim.ie/progcity/2014/04/short-presentation-on-the-need-for-critical-data-studies/ Accessed May 10, 2014.
Koucheryavy, Y. Kirichek, R., Yastrebova, A., Shilina, M. (2017) Data, ‘dusha’, and the Internet of Skills music: would a connected Art Glove help to preserve heritage better? The Russian Journal of Communication. Routledge. Taylor & Francis Group, UK. Vol.9. No 3. P. 263-267. doi.org/10.1080/19409419.2017.1376529
McKinsey Global Institute. «Big Data: The Next Frontier for Innovation, Competition, and Productivity.» McKinsey Global Institute. May, 2014. Available at: www.mckinsey.com/Insights/MGI/Research/Technology_and_Innovation/Big_data_The_next_frontier_for_innovation. (accessed 15/05/2018)
Mayer-Schönberger, V. Cukier, K. Big Data: A Revolution That Will Transform How We Live, Work, and Think.John Murray - UK., 2013.
Shilina, M., Couch, R. and Peters, B. (2017) Data: an ethical overview. The Russian Journal of Communication. 2017. Vol.9. No 3. Routledge. Taylor & Francis Group, UK. P.229-240. http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/ 19409419.2017.1376529
Taylor, L. (2015). Towards a contextual and inclusive data studies: A response to Dalton and Thatcher. Society and Space blog.
Van Dijck, J. (2014) Datafication, dataism and dataveillance: big data between scientific paradigm and ideology. Surveillance & Society 12(2): 197-208.