ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ: ИДЕИ ФРЕЙРЕ В СОВРЕМЕННЫХ КОНТЕКСТАХ
(Стр. 120-123)

Подробнее об авторах
Сохраняева Татьяна Вилевна кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии образования
ФГБОУ ВО «Московский государственный университета имени М.В. Ломоносова»
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В представленной статье на основе анализа ключевых понятий диалогической педагогики Фрейре обоснованы задачи развития рефлексивности и субъектности индивидов в ходе образовательного процесса. Показано, что образовательная парадигма, развивающаяся под влиянием неолиберального дискурса, не решает задачи развития креативности и критического мышления - востребованных обществом компетенций. Обоснована мысль, что преодоление ограничений инструментального подхода к образованию возможно на пути применения к образовательным отношениям принципов диалогической педагогики, поскольку исследование мышления обучающихся трактуется Фрейре как одна из ключевых целей образования. Рассмотрено значение разработанного Фрейре метода «порождающих тем» как способ преодоления стандартизированного и нивелирующего характера обучения. Делается акцент на значении для понимания образовательных задач идеи субъектности индивидов как условия осуществления интенций сознания, реализации жизненных сценариев. Сделан вывод о том, что принципы диалогического образования Фрейре имеют универсальное значение и потому могут применяться в сфере образования взрослых в разных социокультурных контекстах.
Образец цитирования:
Сохраняева Т.В., (2019), ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ: ИДЕИ ФРЕЙРЕ В СОВРЕМЕННЫХ КОНТЕКСТАХ. Социально-политические науки, 6 => 120-123.
Список литературы:
Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. - С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. - 704 с.
Тлостанова М.В. Критическая педагогика XXI века, или как «научиться разучиваться» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2010. № 2. С. 15-26.
Фрейре П. Педагогика угнетённых. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2018. - 288 с.
Gadotti, M. Freire’s Intellectual and Political Journey // The Wiley Handbook of Paulo Freire. By Carlos Alberto Torres (Editor). Hoboken, N.J.: Wiley-Blackwell, 2019. Pp. 33-47.
Giroux, H.A. When Schools Become Dead Zones of the Imagination: a critical pedagogy manifesto // Policy Futures in Education Vol.12. No.4. 2014.
Kohan, W.O. Freire Paolo // The Encyclopedia of Educational Philosophy and Theory. Editor Michael A. Peters. Springer. Singapore. 2017. P.879.
McLaren, P., Jandrić, P. Paulo Freire and Liberation Theology: The Christian Consciousness of Critical Pedagogy // Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Pädagogik. No.94 (2018). Pp. 246-264.
Morrow, R. A. Reading Freire and Habermas: critical pedagogy and transformative social change / Raymond A. Morrow, Carlos Alberto Torres. Teacher`s College Press. New York. 2002. 224pp.
Ключевые слова:
диалог, интенция, критическая педагогика, мышление, образование, Паулу Фрейре, «порождающие темы», рефлексивность, субъектность, философия, эмансипация, «generative themes».


Статьи по теме

5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ; СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ Страницы: 38-41 Выпуск №10553
О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ: ОТ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
гуманная педагогика образование психология ребенка сознание социальное чувство
Подробнее
5. Философия и ценности современного общества Страницы: 41-44 Выпуск №11007
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И ТЕОЛОГИЯ: ДИАЛОГ ИЛИ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
философия религия философия религии теология диалог
Подробнее
4. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Страницы: 31-37 Выпуск №10553
ЗАЧЕМ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ ФИЛОСОФИЯ
бытие власть государство диалектика индивид
Подробнее
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ Страницы: 14-19 Выпуск №46133
Правовое обеспечение наставничества в России: перспективный и ретроспективный взгляд
юридическая наука наставничество наставник наставляемый законодательство
Подробнее
16. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11) Страницы: 151-153 Выпуск №15329
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ
образование туризм обучение инновации образовательный туризм
Подробнее
14. История и этнография Страницы: 148-152 Выпуск №11007
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПАРАДИГМА ГОРЦЕВ-МУСУЛЬМАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА)
Северо-Восточный Кавказ мусульманство просветительство образование горские народы
Подробнее
10. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Страницы: 145-147 Выпуск №7973
О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ УЧЕНОГО
наука научный работник образование престиж профессия
Подробнее
10. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Страницы: 133-137 Выпуск №9525
СТОИТ ЛИ ПОВЫШАТЬ БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ?
брак брачный возраст дееспособность совершеннолетие эмансипация
Подробнее
6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 155-157 Выпуск №11851
К вопросу о специфике организации труда осужденных
труд осужденных социально-трудовые отношения уголовно-исполнительная система оплата труда образование
Подробнее
13. РАЗНОЕ Страницы: 178-181 Выпуск №18017
Система методологических подходов в историко-педагогическом исследовании
педагогика история мышление наука методика
Подробнее