АМОРАЛЬНЫЙ ПРОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(Стр. 182-186)

Подробнее об авторах
Марков Роман Станиславович преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Липецк, Российская Федерация Калинина Елена Владимировна кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Введение. Трудовое законодательство предусматривает особую регламентацию трудовых правоотношений с отдельными категориями работников, исходя из особенностей их профессиональной деятельности, в том числе устанавливает специальные основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя. Так, на работников, трудящихся в сфере общего образования, возлагается дисциплинарная ответственность в форме увольнения за совершение аморального проступка. Однако, несмотря на оправданность расторжения трудовой договор с учителем, совершившим аморальный проступок, не остаётся до конца понятным, что конкретно подразумевается под настоящими основаниями. Материалы и методы. В статье использовано федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, материалы судебной практики судов общей юрисдикции. Среди использованных методов - сравнительно-правовой, технико-юридический, формально-юридический. Результаты. Трудовой кодекса Российской Федерации не содержит легального определения понятия «аморальный проступок», что вносит неопределённость в процесс правоприменения. Определение критериев аморальности проступков педагогических работников возлагается на самих правоприменителей - руководство общеобразовательных организаций. В результате этого оценки аморальности поведения человека могут отличаться в зависимости от региона страны и даже конкретного человека, тем самым допуская абсолютно противоположную квалификацию одного и того же поступка. Создаются условия для злоупотребления правом. Отсутствия четких критериев аморального поведения, заставляют рассмотреть такие варианты совершенствования трудового законодательства, как 1) уточнение правовой категории «аморальный проступок» посредством законодательного закрепления квалифицирующих признаков; 2) решение об увольнении работника за совершение аморального проступка происходит при обязательном согласии выборного органа первичной профсоюзной организации; 3) разработка методических рекомендаций по порядку увольнения работников, выполняющих воспитательные функции, вследствие совершения аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы Выводы. Предложенные меры по совершенствованию трудового законодательства будут не только гарантией прав и безопасности обучающихся, но и более полной защитой трудовых прав педагогических работников общеобразовательных школ.
Образец цитирования:
Марков Р.С., Калинина Е.В., (2019), АМОРАЛЬНЫЙ ПРОСТУПОК КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Проблемы экономики и юридической практики, 6 => 182-186.
Список литературы:
Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 2 августа 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 26 июля 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
О направлении материалов (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»): письмо Минобрнауки Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. № 09-148 // Вестник образования России. 2014. № 21.
О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников: письмо Министерства просвещения Российской Федерации и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484 // СПС «Консультант Плюс».
По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 г. № 19-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 30 (ч. II). Ст. 4189.
О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (в ред. от 24 ноября 2015 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 6.
Апелляционное определение Пензенского областного суда от 27 сентября 2016 г. по делу № 33-3457/2016 // СПС «Консультант Плюс».
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 31 января 2018 г. по гражданскому делу № 02-0308/2018. URL: http://www.mos-gorsud.ru/rs/lyublinskij/cases/docs/content/d35f2628-5837-4026-ae05-701b03768e07 (дата обращения: 10.11.2019).
Богуславская К.Ю. Взаимодействие норм права и норм морали в правовом регулировании трудовых отношений: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05. Барнаул, 2006. 174 с.
Граф Н. В Барнауле учительницу попросили уволиться за «откровенное» фото // Российская газета. 2019. 7 февр.
Губенко А.В., Губенко М.И. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за совершение аморального проступка // Законность. 2011. № 7. С. 47-51.
Дацко Н.П. Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 1. С. 67-72.
Колесникова К. Учитель собирает лайки // Российская газета. 2019. 1 апр.
Малеина М.Н. Аморальный проступок преподавателя: правовая оценка понятия и последствий в сфере трудового и гражданского права // Журнал российского права. 2018. № 10. С. 61-72.
Численность учителей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования по уровню образования // Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. М.: Росстат, 2018. С. 185.
Ключевые слова:
аморальный проступок, прекращение трудового договора по инициативе работодателя, педагогический работник, учитель, образовательная организация.


Статьи по теме

9. Трудовое право, право социального обеспечения Страницы: 96-104 Выпуск №4029
Проблемы законодательного установления порядка увольнения работников за нарушение трудовой дисциплины
трудовой договор увольнение за виновные действия порядок наложения дисциплинарного взыскания дисциплинарный проступок прогул
Подробнее
5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.13) Страницы: 105-111 Выпуск №14395
ПРОЦЕДУРНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
бюджетные средства возрастная структура кадровое обеспечение образовательная организация подразделение организации
Подробнее
5.1.4. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ Страницы: 266-270 Выпуск №21250
К вопросу о видах специального субъекта вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
законный представитель несовершеннолетний педагогический работник преступление вовлечение
Подробнее
14. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 198-200 Выпуск №11740
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
должностные инструкции юридическая ошибка педагогический работник уголовная ответственность неосторожная форма вины
Подробнее
14. РАЗНОЕ Страницы: 280-285 Выпуск №13807
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
правовые основы нормативные правовые акты дополнительное профессиональное образование дистанционное обучение дистанционные образовательные технологии
Подробнее
8. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08) Страницы: 253-255 Выпуск №12435
ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
наставник история знания учитель сотрудник
Подробнее
14. РАЗНОЕ Страницы: 286-288 Выпуск №13807
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
органы предварительного следствия несовершеннолетний правонарушитель следователь образовательная организация преступление
Подробнее