Актуальные вопросы методологии применения ролевой игры в обучении (на примере изучения учебной дисциплины «правоведение»)
(Стр. 148-154)
Подробнее об авторах
Скрячев Александр Михайлович
канд. юрид. наук, доцент, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Жданов Сергей Павлович канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры философии, политологии, социологии имени Г. С. Арефьевой; Московский энергетический институт, доцент базовой кафедры «Экономические и правовые экспертизы» Союза судебных экспертов «Экспертный совет»; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела»
Российский университет транспорта
г. Москва, Российская Федерация Лаушкин Сергей Анатольевич старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Жданов Сергей Павлович канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры философии, политологии, социологии имени Г. С. Арефьевой; Московский энергетический институт, доцент базовой кафедры «Экономические и правовые экспертизы» Союза судебных экспертов «Экспертный совет»; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела»
Российский университет транспорта
г. Москва, Российская Федерация Лаушкин Сергей Анатольевич старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация:
Аннотация: Работа посвящена анализу опыта авторов в формировании у обучающихся в ходе ролевой игры познавательной и функциональной компетенции, в том числе и правой грамотности (предигровой этап — выданное задание: контекстная и практико-ориентированная задача) в процессе изучения непрофильной для любого направления подготовки, для любой специальности — учебной дисциплины «Правоведение» (по теме «Семейное право», не призванной на первый взгляд явно формировать профессиональные компетенции). Целеполаганием ролевой игры является: формирование и развитие правовой грамотности, как одной из составляющих познавательной компетенции у обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования. По итогам анализа содержательной части представленного в статье материала авторы делают некоторые выводы.
В частности: во-первых, еще раз приведены доказательства использования в обучении всего методического инструментария концепции контекстного обучения (здесь — ролевая игра), во-вторых, вывод о необходимости моделировать обучение посредством квазипрофессиональной деятельности обучающихся по всему спектру учебных дисциплин, где это только представляется возможным, так как построенный на научной основе и опыте такой этап обучения с применением активных форм в подготовке и обучении значительно сокращает время и иные средства в переходе от знания и навыков к сознанию через практику (осознанию), что представляет собой убеждения, в-четвертых, еще раз подчеркивается значимость увеличения проведения занятий в виде ролевых игр, что благоприятно «подпирается, питается» таким управлением профессиональной мотивацией как активизация профессионального интереса и развитие учебно-профессиональных взаимодействий и межличностных отношений, в-пятых, с методологической точки зрения ролевая игра может рассматриваться как метод обучения, но с точки зрения правового статуса — ролевая игра, как метод, не имеет права так называться, так как ролевая игра в этом случае, обладающая всеми признаками объекта авторских прав (результат творческого труда и формализованное выражение в понятной форме), не станет объектом гражданских правоотношений, на который будут распространяться авторские права (часть 2 статьи 1255 ГК РФ) в силу норм, установленных частью 5 статьи 1259 ГК РФ.
В частности: во-первых, еще раз приведены доказательства использования в обучении всего методического инструментария концепции контекстного обучения (здесь — ролевая игра), во-вторых, вывод о необходимости моделировать обучение посредством квазипрофессиональной деятельности обучающихся по всему спектру учебных дисциплин, где это только представляется возможным, так как построенный на научной основе и опыте такой этап обучения с применением активных форм в подготовке и обучении значительно сокращает время и иные средства в переходе от знания и навыков к сознанию через практику (осознанию), что представляет собой убеждения, в-четвертых, еще раз подчеркивается значимость увеличения проведения занятий в виде ролевых игр, что благоприятно «подпирается, питается» таким управлением профессиональной мотивацией как активизация профессионального интереса и развитие учебно-профессиональных взаимодействий и межличностных отношений, в-пятых, с методологической точки зрения ролевая игра может рассматриваться как метод обучения, но с точки зрения правового статуса — ролевая игра, как метод, не имеет права так называться, так как ролевая игра в этом случае, обладающая всеми признаками объекта авторских прав (результат творческого труда и формализованное выражение в понятной форме), не станет объектом гражданских правоотношений, на который будут распространяться авторские права (часть 2 статьи 1255 ГК РФ) в силу норм, установленных частью 5 статьи 1259 ГК РФ.
Образец цитирования:
Скрячев А. М., Жданов С. П., Лаушкин С. А. Актуальные вопросы методологии применения ролевой игры в обучении (на примере изучения учебной дисциплины «правоведение») // Пробелы в российском законодательстве. 2025. Т. 18. № 1. С. 148-154. EDN: ZRWUGZ
Список литературы:
Буланов Ю. Ю. Значение концепции контекстного обучения А. А. Вербицкого для современного профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://sclenceforum.ru > 2018/article/… (дата обращения: 25.10.2024).
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. — М.: Высшая школа, — 1991. — С. 207.
Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. // М.: ИЦ ПКПС, — 2004.С. 84.
Лымарев В. Н., Уварина Н. В. Теория профессиональной мотивации и ее прикладное значение в современной высшей школе // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 71–77.
Модель ключевых компетенций руководителей и специалистов органов публичной власти: исследование и обоснование применения / О. Ю. Переверзина, А. В. Рожок, Л. Н. Татаринова, Е. Г. Чирковская / под общ. ред. И. Б. Шебураков — М., — 2023. — С. 8–9.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. — М.: Высшая школа, — 1991. — С. 207.
Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. // М.: ИЦ ПКПС, — 2004.С. 84.
Лымарев В. Н., Уварина Н. В. Теория профессиональной мотивации и ее прикладное значение в современной высшей школе // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 71–77.
Модель ключевых компетенций руководителей и специалистов органов публичной власти: исследование и обоснование применения / О. Ю. Переверзина, А. В. Рожок, Л. Н. Татаринова, Е. Г. Чирковская / под общ. ред. И. Б. Шебураков — М., — 2023. — С. 8–9.
Ключевые слова:
информационная модель, квазипрофессиональная деятельность обучаемых, компетенция, контекстная модель обучения в образовательном процессе, контекстная и практико-ориентированная задача, управление профессиональной мотивацией, национальный стандарт, ролевая игра, справочно-информационные системы.
Статьи по теме
МАТЕРИАЛЫ ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Проблемы и перспективы экономического развития и подготовки кадров
для высокотехнологичных отраслей промышленности. РУДН и космос: 55 лет вместе». 15 ноября Страницы: 23-27 Выпуск №8496
ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ВЫХОДА НА МАСШТАБ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Государственная корпорация «Ростех»
инновация
компетенция
тренды
экосистема
Подробнее
5. Политические институты, процессы и технологии Страницы: 50-53 Выпуск №4016
ВИДЫ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ, ОБЛАДАЮЩИХ НАДНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА, В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
орган
компетенция
таможенный союз
таможенное дело
наднациональные полномочия
Подробнее
6. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ Страницы: 46-51 Выпуск №10553
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ЯДРО НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
человеческий капитал
образовательная парадигма
профессиональный стандарт
компетенция
уровни квалификации
Подробнее
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО;СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15) Страницы: 84-88 Выпуск №3636
Участники саморегулируемых организаций: понятие, виды, особенности правового статуса
саморегулирование
участие в саморегулируемых организациях
взаимное влияние
компетенция
принцип добросовестности
Подробнее
9. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09) Страницы: 102-108 Выпуск №15447
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СУДА, СУДЬИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
суд
судья
компетенция
уголовное судопроизводство
устав уголовного судопроизводства
Подробнее
6. КОРРУПЦИЯ, ТЕРРОРИЗМ, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Страницы: 90-92 Выпуск №10779
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в сфере образования
нормативные правовые акты
коррупция
образование
экспертиза
правила
Подробнее
6. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО Страницы: 108-111 Выпуск №2490
Правовые отличия конфедеративного государственного устройства от федерации
федерация
конфедерация
законодательство
законотворчество
полномочия
Подробнее
7. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.09) Страницы: 138-145 Выпуск №13916
КОМПЕТЕНЦИЯ СУДА, СУДЬИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
суд
судья
компетенция
процессуальный статус
функции
Подробнее
8. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 12.00.03 Страницы: 201-206 Выпуск №17564
К вопросу о порядке заключения договора аренды земельного участка
государственная регистрация
гражданский оборот
компетенция
собственность
земельный участок
Подробнее
11. РАЗНОЕ Страницы: 151-154 Выпуск №11343
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ К ФГУП «ОХРАНА» РОСГВАРДИИ: СТРАТЕГИЯ, ПЛАН, ПЕРСПЕКТИВЫ
охранная деятельность
ведомственная охрана
охранное предприятие
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия)
компетенция
Подробнее