Современные социальные тренды процессов обучения как трансформация интеллекта: нейросетевой подход
(Стр. 64-73)
Подробнее об авторах
Габриелян Олег Аршавирович
доктор философских наук, профессор; заведующий кафедрой философии
Таврическая академия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского
г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация Сулейменов Ибрагим Эсенович доктор химических наук, кандидат физико-математических наук, профессор; главный научный сотрудник
Национальная инженерная академия Республики Казахстан
г. Алматы, Республика Казахстан Габриелян Арус Манвеловна кандидат политических наук; ведущий эксперт отдела международного образования
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
Таврическая академия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского
г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация Сулейменов Ибрагим Эсенович доктор химических наук, кандидат физико-математических наук, профессор; главный научный сотрудник
Национальная инженерная академия Республики Казахстан
г. Алматы, Республика Казахстан Габриелян Арус Манвеловна кандидат политических наук; ведущий эксперт отдела международного образования
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
Аннотация:
В статье анализируется трансформация интеллекта человека с точки зрения связи коллективного сознательного и коллективного бессознательного. Рассматривается феномен коллективного профессионального бессознательного в качестве инструмента обучения. Обучение определяется как направленная трансформация интеллекта индивида, обеспечивающая, возможность эффективной коммуникации с информационной средой. Авторы обосновывают гипотезу, что интеллект человека дуален по своей природе и определяется характером межличностных коммуникаций, вследствие которых формируется общая нейронная сеть. Профессиональное коллективное бессознательное, как сегмент коллективного бессознательного, отвечает за наиболее высокие уровни профессионализма – за наличие профессиональной интуиции, вспышки творческой активности, так называемые «озарения» и т.д. Авторы приходят к выводу, что использование коллективного профессионального бессознательного, дает возможность перехода на иной уровень взаимодействия с надличностными информационными структурами. Такой подход в настоящее время открывает новые возможности в обучении.
Образец цитирования:
Габриелян О.А., Сулейменов И.Э., Габриелян А.М. Современные социальные тренды процессов обучения как трансформация интеллекта: нейросетевой подход // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 1. С. 64-73. DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-1-64-73
Список литературы:
Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1970.
Габриелян А.М. Модели образования эпохи постмодерна: pro et contra // Человек и его просвещение: идеи, проекты, практика: монография / под науч. ред. И.И. Кального. М., 2021. C. 269–279.
Габриелян О.А., Сулейменов И.Э. Архетип: возможность операционализации понятия и истолкование феномена с позиций теории нейронных сетей // Миф в истории, политике, культуре: сб. трудов V Междунар. науч. междисциплинарной конф. 2021. С. 17–23.
Глазунов Ю.Т. Существует ли психическая энергия? // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. № 1. C. 97–106.
Гришина Н.В., Костромина С.Н., Мироненко И.А. Структура проблемного поля современной психологии личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 26–35.
Ермухамбетова Б.Б., Сулейменов И.Э., Мун Г.А. Анализ характера боестолкновений на территории Украины с точки зрения философии техники // Известия НТО «Кахак». 2022. № 3 (78). С. 14–23.
Мальцев А.В., Шкурин Д.В., Берзин А.Б. Время идет, а проблема остается: ЕГЭ как зеркало российского образования // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. № 1. C. 119–122.
Мун Г.А., Масалимова А.Р., Тaсбулaтовa З.С., Сулейменов И.Э. Сопряжение учебного процесса со средствами противодействия «оранжевым революциям» на платформе новых информационных технологий // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2020. Т. 71. № 4. С. 66–75.
Мун Г.А., Сулейменов И.Э. Интенсификация инновационной деятельности как социокультурная проблема // Известия научно-технического общества «Кахак». 2019. № 2. С. 51–63.
Мун Г.А., Масалимова А.Р., Сулейменова К.И. и др. Принципы фон Гумбольдта и реалии постсоветских университетов // Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. 2019. № 69 (3). С. 21–30.
Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения // Проблемы науки. 2019. № 8 (44). С. 42–43.
Пушкин А.С. Отрывки из писем, мысли и замечания // Собрание сочинений: в 10 т. М.: Наука, 1964. Т. 7. С. 57.
Сауров Ю.А., Уварова М.П. Образование как конструирование реальности мышления и деятельности (к 90-летию Г.П. Щедровицкого) // Концепт. 2019. № 1. С. 7.
Сулейменов И.Э., Витулёва Е.С., Бакиров А.С. и др. Использование систем искусственного интеллекта в высшей школе: в поисках ответа на «вызов массовости» // Известия научно-технического общества «Кахак». 2019. № 4 (67). С. 39.
Сулейменов И.Э., Витулёва Е.С., Шалтыкова Д.Б. Концепция ноосферного университета с точки зрения дуальной сущности интеллекта человека // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 141–151.
Сулейменов И.Э., Темырканова Э.К., Егембердиева З.М. и др. Трансформации профессиональной коммуникационной среды на современном этапе и ее влияние на формирование компетенций // Известия НТО «Кахак». 2020. № 1 (68). С. 4–13.
Шуклина Е.А. Преподаватели вузов о социальном благополучии в сфере профессиональной деятельности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 1. С. 20–34.
Bakirov A., Suleimenov I., Vitulyova Yu. To the question of the practical implementation of “Digital immortality” technologies: New approaches to the creation of AI // Proceedings of the Future Technologies Conference (FTC). 2022. Vol. 1. Pp. 368–377.
Gabrielyan O., Vitulyova E., Suleimenov I. Multi-valued logics as an advanced basis for artificial intelligence (as an example of applied philosophy) // Wisdom. 2022. Vol. 21 (1). Pp. 170–181.
Suleimenov I.E., Matrassulova D.K., Moldakhan I. et al. Distributed memory of neural networks and the problem of the intelligences essence // Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. 2022. Vol. 1 (1). Pp. 510–520.
Suleimenov I.E., Vitulyova Y.S., Bakirov A.S., Gabrielyan O.A. Artificial Intelligence: What is it? In: Proceedings of the 2020 6th International Conference on Computer and Technology Applications. 2020. Pp. 22–25.
Габриелян А.М. Модели образования эпохи постмодерна: pro et contra // Человек и его просвещение: идеи, проекты, практика: монография / под науч. ред. И.И. Кального. М., 2021. C. 269–279.
Габриелян О.А., Сулейменов И.Э. Архетип: возможность операционализации понятия и истолкование феномена с позиций теории нейронных сетей // Миф в истории, политике, культуре: сб. трудов V Междунар. науч. междисциплинарной конф. 2021. С. 17–23.
Глазунов Ю.Т. Существует ли психическая энергия? // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. № 1. C. 97–106.
Гришина Н.В., Костромина С.Н., Мироненко И.А. Структура проблемного поля современной психологии личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 26–35.
Ермухамбетова Б.Б., Сулейменов И.Э., Мун Г.А. Анализ характера боестолкновений на территории Украины с точки зрения философии техники // Известия НТО «Кахак». 2022. № 3 (78). С. 14–23.
Мальцев А.В., Шкурин Д.В., Берзин А.Б. Время идет, а проблема остается: ЕГЭ как зеркало российского образования // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. № 1. C. 119–122.
Мун Г.А., Масалимова А.Р., Тaсбулaтовa З.С., Сулейменов И.Э. Сопряжение учебного процесса со средствами противодействия «оранжевым революциям» на платформе новых информационных технологий // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. 2020. Т. 71. № 4. С. 66–75.
Мун Г.А., Сулейменов И.Э. Интенсификация инновационной деятельности как социокультурная проблема // Известия научно-технического общества «Кахак». 2019. № 2. С. 51–63.
Мун Г.А., Масалимова А.Р., Сулейменова К.И. и др. Принципы фон Гумбольдта и реалии постсоветских университетов // Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. 2019. № 69 (3). С. 21–30.
Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения // Проблемы науки. 2019. № 8 (44). С. 42–43.
Пушкин А.С. Отрывки из писем, мысли и замечания // Собрание сочинений: в 10 т. М.: Наука, 1964. Т. 7. С. 57.
Сауров Ю.А., Уварова М.П. Образование как конструирование реальности мышления и деятельности (к 90-летию Г.П. Щедровицкого) // Концепт. 2019. № 1. С. 7.
Сулейменов И.Э., Витулёва Е.С., Бакиров А.С. и др. Использование систем искусственного интеллекта в высшей школе: в поисках ответа на «вызов массовости» // Известия научно-технического общества «Кахак». 2019. № 4 (67). С. 39.
Сулейменов И.Э., Витулёва Е.С., Шалтыкова Д.Б. Концепция ноосферного университета с точки зрения дуальной сущности интеллекта человека // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 141–151.
Сулейменов И.Э., Темырканова Э.К., Егембердиева З.М. и др. Трансформации профессиональной коммуникационной среды на современном этапе и ее влияние на формирование компетенций // Известия НТО «Кахак». 2020. № 1 (68). С. 4–13.
Шуклина Е.А. Преподаватели вузов о социальном благополучии в сфере профессиональной деятельности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 1. С. 20–34.
Bakirov A., Suleimenov I., Vitulyova Yu. To the question of the practical implementation of “Digital immortality” technologies: New approaches to the creation of AI // Proceedings of the Future Technologies Conference (FTC). 2022. Vol. 1. Pp. 368–377.
Gabrielyan O., Vitulyova E., Suleimenov I. Multi-valued logics as an advanced basis for artificial intelligence (as an example of applied philosophy) // Wisdom. 2022. Vol. 21 (1). Pp. 170–181.
Suleimenov I.E., Matrassulova D.K., Moldakhan I. et al. Distributed memory of neural networks and the problem of the intelligences essence // Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. 2022. Vol. 1 (1). Pp. 510–520.
Suleimenov I.E., Vitulyova Y.S., Bakirov A.S., Gabrielyan O.A. Artificial Intelligence: What is it? In: Proceedings of the 2020 6th International Conference on Computer and Technology Applications. 2020. Pp. 22–25.
Ключевые слова:
обучение, высшее образование, нейронная сеть, трансформация интеллекта, коллективное бессознательное, профессиональное коллективное бессознательное, надличностные информационные структуры.
Статьи по теме
2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ Страницы: 37-39 Выпуск №7765
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ
обучение
организация
персонал
корпоративные университеты
интеллектуальные компании
Подробнее
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ. ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА Страницы: 104-110 Выпуск №23752
Использование специальных знаний в ходе расследования преступлений, совершенных различными категориями лиц
преступление
расследование
следователи
специалисты
специальные знания
Подробнее
12. разное Страницы: 333-336 Выпуск №3370
К вопросу оценки эффективности дистанционных образовательных технологий для обучения государственных служащих
дистанционное образование
эффективность
оценка
обучение
государственная служба
Подробнее
15. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Страницы: 310-312 Выпуск №3231
Сопоставление программ инвестиционного моделирования для обучения студентов
инвестиционное моделирование
бизнес-планирование
обучение
Подробнее
10. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС Страницы: 250-253 Выпуск №2615
Метод административно-правового регулирования в сфере государственного управления системой образования
система образования
административное регулирование
высшее образование
аксиология образования
гносеология образования
Подробнее
14. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Страницы: 248-251 Выпуск №9089
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
воспитательная деятельность
обучение
правовые знания
правовая культура
школьники
Подробнее
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА Страницы: 137-139 Выпуск №14503
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕРИОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
самообразование
учебный процесс
самостоятельная работа
обучение
Подробнее
11. разное Страницы: 179-180 Выпуск №6252
Компетентностный подход к обучению иностранному языку в сфере подготовки специалистов для правоохранительной системы
компетенции
образование
обучение
вузовская практика
управление качеством процесса обучения
Подробнее
3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02) Страницы: 177-180 Выпуск №7907
Некоторые аспекты подготовки сотрудников правоохранительных органов
подготовка сотрудников правоохранительных органов
международное сотрудничество
повышение квалификации кадров
обучение
Европейский полицейский колледж
Подробнее
5.2.3.РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА Страницы: 226-230 Выпуск №20181
Актуальность самообучающихся организаций в современной экономике
самообучающиеся организации
цифровая трансформация
обучение
компетенции
self-learning organizations
Подробнее