Каин и Авель: мифологика конфликта
(Стр. 65-70)

Подробнее об авторах
Пикалов Дмитрий Владимирович кандидат исторических наук, доцент. Должность: доцент кафедры культурологии и искусств. Факультет истории, философии и искусств
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Гуманитарный институт
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Цель. Вот уже более десяти лет сферой научных интересов автора статьи являются мировоззренческие установки кочевых народов Евразии. По данной проблематике были опубликованы 2 монографии и более полусотни научных статей. Изучая идеологию кочевников, автор столкнулся с феноменом жесткого противостояния мировоззрений оседлого и кочевого земледелия. Наиболее ярко этот мировоззренческий конфликт отражен в мифологии Ближнего Востока, интерес к данной проблеме послужил основой для написания статьи. Модель. В основе методики автора лежит коммуникативно-семиотический подход к явлениям культуры, детально разработанный и обоснованный представителями тартуско-московской школы. Основной характеристикой этого подхода является во-первых, отказ от монокаузальности; во-вторых, стремление к синтезу познавательных средств и методов различных школ, направлений и дисциплин. В рамках указанного подхода возможно наиболее полно реализовать принципы системности и всесторонности, поскольку он позволяет описать и проанализировать изобразительные и словесные памятники в единой системе понятий, что является необходимым условием для их сопоставления и сравнительного изучения. Выводы. Автором сформулирован вывод о том, что мифологические мотивы греховности и изгнания земледельца есть способ дистанцирования от земледельца и обоснования своего хищнического поведения по отношению к нему у скотовода. Негативная матрица мифа оказывается инструментом формирования социального порядка. Кочевник-скотовод, ведущий себя по отношению к земледельцам как хищник, убивая и грабя их, хранит и воспроизводит в своих обрядах миф о земледельце – убийце и грешнике. Рамки исследования. Исследование относится к периоду так называемой «неолитической революции», а именно - переходу от присваивающего хозяйства к производящей экономике. Несмотря на это, автору приходится постоянно аппелировать и к более поздним временам, вплоть до современности, ведь конфликт земледельческой и кочевой цивилизаций не преодолен до сих пор. Практическое значение. Исследование глубинной социально-психологической несовместимости и конфликта идентичности земледельческой и кочевой цивилизации, позволяет по-новому взглянуть на социокультурные проблемы современности. Цивилизационный конфликт, свидетелями которого мы являемся, уходит корнями в мифологические архетипы, формирующие совершенно противоположные картины мира кочевника и земледельца. Оригинальность/ценность. Статья может быть полезна специалистам, в чью сферу интересов входят проблемы развития мировых цивилизаций и культур, а так же вопросы формирования мировоззренческих установок и мифологем.
Образец цитирования:
Пикалов Д.В., (2013), КАИН И АВЕЛЬ: МИФОЛОГИКА КОНФЛИКТА. Социально-политические науки, 4 => 65-70.
Список литературы:
Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. – [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.e-reading.org. ua/chapter.php/133285/52/Belickiii_Shumery._Zabytyii_mir.html (дата обращения 11.10.2013)
2. Бытие (4, 1-24)
Ван Геннеп А. Обряды перехода. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
Воронцов Н.Н. Экологические кризисы в истории человечества. [Электронный ресурс] // Воронцов Н.Н. – Режим доступа: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros /855.html (дата обращения 11.10.2013)
Голан М. Миф и символ. М.: «Русслит», 1992. 375 с.
Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. − М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. 288 с.
Лобок А. М. Антропология мифа. – Екатеринбург: «Банк культурной информации», 1997. 324 с.
Мифы и предания папуасов маринд-аним. − М., 1981.
От начала начал. Антология шумерской поэзии. – СПб., 1997.
Пикалов Д.В. Мифологемы неолитической революции. LAP LAMBERT Academic Publishing − Издат. Дом: LLAP, 2013.
Плутарх. Об Исиде и Осирисе //Вестник древней истории. − 1977. − №4.
Прусаков Д.Б. О причине «позднего» перехода к неолиту и производящему хозяйству в Египте (Материалы для ландшафтно-климатической реконструкции)// История и современность. − 2005. − № 2.
Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. − СПб., 2001.
Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. – М., 1983.
Щедровицкий Д.В. «Дождь ранний и поздний» (ритуал вызывания дождя в Библии и его аллегорическое осмысление на рубеже античности и средневековья) // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М.,1988.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. – М., 2008.
Liungman W. Euphrat-Rhein. − Helsinki : Suomalainen Tiedeakatemia, 1979.
Ключевые слова:
мифологические мышление, миф, конфликт идентичностей.


Статьи по теме

1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01) Страницы: 44-49 Выпуск №17401
Полиция и общество Российской империи в пореформенный период
полиция население общество деятельность миф
Подробнее
12. ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ Страницы: 154-156 Выпуск №9525
ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО У МОРДВЫ
мордва охота рыболовство земледелие крестьянин
Подробнее