Сходства и различия в политике «мягкой силы» Китая и России в образовательной сфере
(Стр. 43-50)
Подробнее об авторах
Чжан Юйкунь
аспирант, кафедра политических наук
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
г. Екатеринбург, Российская Федерация Керимов Александр Алиевич доктор политических наук, доцент; профессор, кафедра политических наук; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина; г. Екатеринбург, Российская Федерация
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
г. Екатеринбург, Российская Федерация Керимов Александр Алиевич доктор политических наук, доцент; профессор, кафедра политических наук; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина; г. Екатеринбург, Российская Федерация
Аннотация:
В данной статье проводится анализ и сравнительное исследование стратегий и тактик «мягкой силы», применяемых Китаем и Россией в области образования. Исследование основано на изучении официальных документов, научной литературы и статистических отчетов. Приводится анализ данных о числе студентов, участвующих в образовательных программах России и Китая, и возможности их влияния на общественное мнение и восприятие стран. В результате исследования были установлены общие черты «мягкой силы» в образовательной сфере Китая и России, определяющие механизм транслирования национальных интересов стран, альтернативных западным, посредством открытия образовательных институтов в других странах. Описываются общие инструменты властей как основного агента «мягкой силы» (государственные программы, научные и студенческие проекты, дотации и финансирование). Отличительными чертами выделены различия культурных основ и исторических предпосылок влияния, а также изменения роли Китая и России в глобальной системе международных отношений на современном этапе.
Образец цитирования:
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Чжан Юйкунь, Керимов А.А. Сходства и различия в политике «мягкой силы» Китая и России в образовательной сфере // Социально-политические науки. 2025. Т. 15. № 1. С. 43-50. DOI: 10.33693/2223-0092-2025-15-1-43-50. EDN: IMPDWA
Список литературы:
Будаев А.В. Сравнительный анализ «мягкой силы» во внешней политике России и Китая // Политика и общество. 2016. № 7. С. 948–959. DOI: 10.7256/1812-8696.2016.7.15644.
Неймарк М.А. Геополитика «мягкой силы»: опыт России. М.: Дашков и К, 2021. 250 c.
Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.
Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 21–35. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35.
Скриба А. «Мягкая сила» и постсоветское пространство в настоящее время: выводы для России» // Политика и общество. 2016. № 10. С. 1400–1412. DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.16496.
Atkinson C. Does soft power matter? A comparative analysis of student exchange programs 1980–2006 // Foreign Policy Analysis. 2010. No. 6 (1). Рp. 1–22.
Brazys S., Dukalskis А. Rising powers and grassroots image management: Confucius institutes and China in the media // The Chinese Journal of International Politics. 2019. No. 12 (4). Рp. 557–584.
Ding S., Saunders R. Talking up China: An analysis of China’s rising cultural power and global promotion of the Chinese language // East Asia. 2006. No. 23. Рp. 3–33.
Gallarotti G. Soft power: What it is, why it’s important, and the conditions for its effective use // Journal of Political Power. 2011. No. 4 (1). Рp. 25–47.
Hartig Fa. Communicating China to the world // Politics. 2015. No. 35. Рp. 245–258. DOI: 10.1111/1467-9256.12093.
Hill F. Moscow discovers soft power // Current History. 2006. Vol. 105. No. 693. Рp. 341–347.
Huang Y., Sheng D. Dragon’s underbelly: An analysis of china’s soft power // East Asia. 2006. No. 23. Рp. 22–44.
Lebedeva M.M. Russian public diplomacy. From USSR to the Russian Federation. London: Routledge, 2021. 78 p.
Lo T., Sayan P. The internationalisation of China’s higher education: Soft power with “Chinese Characteristics” // Comparative Education. 2021. No. 57 (2). Рp. 227–246. DOI: 10.1080/03050068.2020.1812235.
Lowe D. Australia’s Colombo plans, old and new: International students as foreign relations // International Journal of Cultural Policy. 2015. No. 21 (4). Рp. 448–462.
Mingjiang Li. China debates soft power // The Chinese Journal of International Politics. 2008. No. 2 (2). Рp. 287–308.
Nye J. Soft power: The means to success in world politics. New York: Public Affairs Books, 2005. 216 р.
Pestereva N., Kholina V., Qi W. The Russian market for exported educational services: The Shanghai Cooperation Organization (SCO) Network University // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8. No. 3. Рp. 574–586.
Sergunin A., Karabeshkin L. Understanding Russia’s soft power strategy // Politics. 2015. Vol. 35. No. 3-4. Рp. 347–363. DOI: 10.1111/1467-9256.12109.
Velikaya A., Simons G. Russia`s public diplomacy. Evolution and practice. London: Palgrave Macmillan, 2020. 285 p.
Wilson J. Soft Power: A comparison of discourse and practice in Russia and China // Europe-Asia Studies. 2015. No. 67 (8). Рp. 1171–1202. DOI: 10.1080/09668136.2015.1078108.
兰军. 近现代中外高等教育跨境合作办学的历史考察 [J]. 高校教育管理, 2010. (03): 87–92. [Лан Цзюнь. Историческое исследование трансграничного сотрудничества в сфере высшего образования между Китаем и зарубежными странами в наше время // Управление высшим образованием. 2010. № 3. С. 87–92.]
刘长敏,魏立成. 2010 年以来中美留学生教育交流状况分析 [J]. 中国高等教育, 2015, (05): 38–41. [Лю Чанмин, Вэй Личэн. Анализ образовательных обменов между китайскими и американскими иностранными студентами с 2010 года // Высшее образование Китая. 2015. № 5. С. 38–41.]
Неймарк М.А. Геополитика «мягкой силы»: опыт России. М.: Дашков и К, 2021. 250 c.
Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.
Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 21–35. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35.
Скриба А. «Мягкая сила» и постсоветское пространство в настоящее время: выводы для России» // Политика и общество. 2016. № 10. С. 1400–1412. DOI: 10.7256/1812-8696.2016.10.16496.
Atkinson C. Does soft power matter? A comparative analysis of student exchange programs 1980–2006 // Foreign Policy Analysis. 2010. No. 6 (1). Рp. 1–22.
Brazys S., Dukalskis А. Rising powers and grassroots image management: Confucius institutes and China in the media // The Chinese Journal of International Politics. 2019. No. 12 (4). Рp. 557–584.
Ding S., Saunders R. Talking up China: An analysis of China’s rising cultural power and global promotion of the Chinese language // East Asia. 2006. No. 23. Рp. 3–33.
Gallarotti G. Soft power: What it is, why it’s important, and the conditions for its effective use // Journal of Political Power. 2011. No. 4 (1). Рp. 25–47.
Hartig Fa. Communicating China to the world // Politics. 2015. No. 35. Рp. 245–258. DOI: 10.1111/1467-9256.12093.
Hill F. Moscow discovers soft power // Current History. 2006. Vol. 105. No. 693. Рp. 341–347.
Huang Y., Sheng D. Dragon’s underbelly: An analysis of china’s soft power // East Asia. 2006. No. 23. Рp. 22–44.
Lebedeva M.M. Russian public diplomacy. From USSR to the Russian Federation. London: Routledge, 2021. 78 p.
Lo T., Sayan P. The internationalisation of China’s higher education: Soft power with “Chinese Characteristics” // Comparative Education. 2021. No. 57 (2). Рp. 227–246. DOI: 10.1080/03050068.2020.1812235.
Lowe D. Australia’s Colombo plans, old and new: International students as foreign relations // International Journal of Cultural Policy. 2015. No. 21 (4). Рp. 448–462.
Mingjiang Li. China debates soft power // The Chinese Journal of International Politics. 2008. No. 2 (2). Рp. 287–308.
Nye J. Soft power: The means to success in world politics. New York: Public Affairs Books, 2005. 216 р.
Pestereva N., Kholina V., Qi W. The Russian market for exported educational services: The Shanghai Cooperation Organization (SCO) Network University // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8. No. 3. Рp. 574–586.
Sergunin A., Karabeshkin L. Understanding Russia’s soft power strategy // Politics. 2015. Vol. 35. No. 3-4. Рp. 347–363. DOI: 10.1111/1467-9256.12109.
Velikaya A., Simons G. Russia`s public diplomacy. Evolution and practice. London: Palgrave Macmillan, 2020. 285 p.
Wilson J. Soft Power: A comparison of discourse and practice in Russia and China // Europe-Asia Studies. 2015. No. 67 (8). Рp. 1171–1202. DOI: 10.1080/09668136.2015.1078108.
兰军. 近现代中外高等教育跨境合作办学的历史考察 [J]. 高校教育管理, 2010. (03): 87–92. [Лан Цзюнь. Историческое исследование трансграничного сотрудничества в сфере высшего образования между Китаем и зарубежными странами в наше время // Управление высшим образованием. 2010. № 3. С. 87–92.]
刘长敏,魏立成. 2010 年以来中美留学生教育交流状况分析 [J]. 中国高等教育, 2015, (05): 38–41. [Лю Чанмин, Вэй Личэн. Анализ образовательных обменов между китайскими и американскими иностранными студентами с 2010 года // Высшее образование Китая. 2015. № 5. С. 38–41.]
Ключевые слова:
международные отношения, мягкая сила, образование, Россия, Китай, публичная дипломатия, образовательные обмены.
Статьи по теме
Конференция «Второй московский политологический форум» Страницы: 16-22 DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-16-22 Выпуск №113934
Развитие энерготранспортных коридоров Ближнего Востока как основа региональных конфликтов
геополитика на Ближнем Востоке
транспортные магистрали
нефтегазопроводы
конфликты и развитие
США
Подробнее
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ Страницы: 115-121 Выпуск №24704
О некоторых аспектах международно-правового регулирования российско-китайских двусторонних отношений
Россия
Китай
многополярный миропорядок
нормы и принципы международного права.
Russia
Подробнее
Социально-экономические отношения в современной России Страницы: 51-61 DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-51-61 Выпуск №19520
20 лет ШОС: к вопросу о транспортном сотрудничестве на пространстве ШОС
ШОС
транспортное сотрудничество
Китай
Россия
Центральная Азия
Подробнее
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ Страницы: 46-50 Выпуск №20575
Роль личности в истории (на примере Канси и Петра I)
Россия
Китай
Петр I
Канси
история
Подробнее
Социально-экономические отношения в современной России Страницы: 62-69 DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-62-69 Выпуск №19520
Пути укрепления сотрудничества Китая и России в сфере низкоуглеродной энергетики (в контексте глобального тренда «углеродной нейтральности»)
углеродная нейтральность
Китай
Россия
энергетическое сотрудничество
низкоуглеродная трансформация
Подробнее
Государственное управление и отраслевые политики Страницы: 62-66 DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-62-66 Выпуск №100812
Реализация законодательства об образовательной деятельности на территории «новых субъектов» в Российском федеративном государстве
закон
опыт
образование
субъект
«новый субъект»
Подробнее
6. ЭСТЕТИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.04) Страницы: 52-55 Выпуск №14949
СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО МИРА В БЕЛАРУСИ И ЛАТВИИ
Русский мир
культура
литература
искусство
театр
Подробнее
Международные отношения, глобальные и региональные исследования Страницы: 99-104 DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-99-104 Выпуск №169134
Энергетическая безопасность ЕС на современном этапе: прогноз изменений в энергетической безопасности на среднесрочную перспективу с учетом инвестиций и развития возобновляемых источников энергии
энергетическая безопасность
Россия
США
Евросоюз
Китай
Подробнее
Социальная структура, социальные институты и процессы Страницы: 82-86 DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-2-82-86 Выпуск №22898
Система социального кредитования в Китае: опыт и перспективы распространения в России
система социального кредита
социальный кредит
Китай
Россия
сравнительный анализ
Подробнее
Международные отношения, глобальные и региональные исследования Страницы: 114-120 DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-114-120 Выпуск №169134
Policy of the BRICS Countries in the Field of Digitalization of Education: Digitalization as the Basis of Modern Dialogue of Cultures
БРИКС
культура
цифровизация
образование
международные отношения
Подробнее