Конституционные основы социального предпринимательства в России
(Стр. 121-124)

Подробнее об авторах
Занковский Сергей Сергеевич доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник
Институт государства и права РАН
Москва, Российская Федерация

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В статье рассмотрены относящиеся к предпринимательству в целом и социальному предпринимательству, в частности, положения Конституции РФ с учетом поправок 2020 г. Показано, что предпринимательская деятельность как элемент прав и свобод человека урегулирована в Основном законе как высшая ценность, признание, соблюдение и защита которой составляет согласно Конституции обязанность государства. Сделан вывод о том, что конституционный запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную ненависть и вражду означает отказ от советского подхода к предпринимателям, как к «классовым врагам», подлежащим осуждению и уголовному преследованию. Тем более, что к числу новелл 2020 г. относится положение Конституции, гарантирующее обеспечение социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности. В таком обеспечении социальное предпринимательство играет ключевую роль, так как соединяет извлечение прибыли с заботой о социально незащищенных слоях населения. Социальное предпринимательство понимается в работе как одна из характеристик социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Рассмотрена свобода осуществления предпринимательской деятельности, вытекающая из конституционной нормы о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Поэтому в число основных положений гражданского законодательства включены свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав. В связи с этим констатировано, что, субъекты малого и среднего бизнеса, если они намерены приобрести или сохранить статус социального предприятия, должны действовать в условиях добровольного ограничения свободы своей деятельности сферами, относящимися к удовлетворению потребностей социально незащищенных слоев населения. Защита права собственности, провозглашенная в Конституции, особенно актуальна для предпринимательства, поскольку речь идет об его имущественной базе. Обращено особое внимание на формулировку названного правила, в которой говорится о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В заключение сделан вывод о целесообразности отдельного законодательного регулирования социального предпринимательства.
Образец цитирования:
Занковский С.С., (2020), КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. Проблемы экономики и юридической практики, 4 => 121-124.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) О защите конкуренции».
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Васильева К.В. Социальное предпринимательство узаконено: что дальше? // Безопасность бизнеса. 2020. N 1.
Ключевые слова:
социальное предпринимательство, закон, государственная поддержка, свобода, ограничения, недобросовестная конкуренция, защита права собственности, государственный контроль и надзор.