Финансово-правовые аспекты обеспечения защиты политического, экономического, финансового суверенитета государства в поправках к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу с 4 июля 2020 года
(Стр. 74-81)

Подробнее об авторах
Петрова Галина Владиславовна доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права, профессор кафедры конституционного и административного права
МГИМО МИД России; Московский университет им. А.С. Грибоедова (Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова)
г. Москва, Российская Федерация; г. Москва, Российская Федерация Ступаков Валерий Иванович
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
Москва, Российская Федерация
Оплатить 390 руб. (Картой) Оплатить 390 руб. (Через QR-код)

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
Введение. В статье в широком контексте рассматривается научное понимание содержания «государственного суверенитета». Показано, что поправки к Конституции РФ от 04.07.2020г. решают комплекс задач по обеспечению защиты политического, экономического, финансового суверенитета государства, укреплению конституционно-правовых институтов государственного регулирования оборонного, социально-экономического развития, финансирования социальных проектов развития и предпринимательства, культурно-образовательной, научно-технической, инновационной и иных социально значимых видов деятельности государства. Материалы и методы. Анализируются дополненные 04.07.2020 статьи Конституции РФ и законодательные акты о порядке их обсуждения и вступления в силу. Опираясь на теоретические труды российских ученых, авторы рассматривают поправки к Конституции РФ как меры защиты политического, экономического, финансового суверенитета российского государства, составляющие единый конституционно-правовой институт «государственного суверенитета». Наибольшее внимание уделено финансово-правовым аспектам защиты суверенитета от разных угроз, где особое значение имеют оборонно-стратегический бюджет, международно-правовая защита финансовых интересов РФ, социально-экономическое и проектно-бюджетное финансирование. Результаты. Анализ поправок к Конституции РФ показывает, что государство защищает свой суверенитет реализацией комплекса мер государственной безопасности, включая оборонную, финансовую, информационную, экологическую, культурно-образовательную безопасность, которые основаны на верховенстве федеральных законов о стратегическом развитии при бюджетном финансировании государства без вмешательства внешних сил. Новые конституционно-правовые нормы усилили факторы обеспечения безопасности, социализации роли государства, финансиализации экономики, экологизации, цифровизации права для защиты суверенитета РФ. Обсуждение и выводы. Являясь по существу государственно-правовой или конституционно-правовой категорией, понятие «обеспечение защиты суверенитета» включает самые различные области внешней и внутренней деятельности государства, требующие политических, оборонно-стратегических, экономических, финансовых мер обеспечения их безопасности и получающие их от государства.
Образец цитирования:
Петрова Г.В., Ступаков В.И., (2020), ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА В ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 4 ИЮЛЯ 2020 ГОДА. Пробелы в российском законодательстве, 6 => 74-81.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, вступившими в силу 04.07.2020г.
Быченко Ю.Г, Логинова Л.В. Социализация экономики в России: проблемы и перспективы // Вестник Саратовского государственного технического университета. Серия «Экономика и бизнес: Социальные проблемы современности».- Т.1. Выпуск 1.- 2009. С.262-272
Горбунова О.Н. Петрова Г.В. Бюджетное политика, бюджетная безопасность, бюджетное право в государствах-членах ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- № 4.-2017.С.21-31;
Ильин И.М. Бюджетно-финансовая составляющая правопорядка и перспектива ее конституализации// Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева.- № 1.-Том 1.-2020
Ильин И.М. Парламентский контроль в бюджетной сфере на современном этапе // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева.- № 4.-Том 2.-2018;
Лизунова Е.Н. Бюджетное финансирование охраны окружающей среды: современная оценка и тенденции развития // Вестник экономики, права и социологии.- №3.- 2018.- С. 27-31
Марченко И.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение.- №1.- 2003.-С. 186-197
Петрова Г.В. Конституционные основы защиты валютного и бюджетного суверенитета Российской Федерации в контексте обеспечения валютной и бюджетной безопасности // Ежегодник конституционной экономики. 2018 г. Отв. редакторы: С.А.Авакьян, П.Д.Боренбойм, В.В.Комарова. М.: ЛУМ, 2018 г. - С. 216-228.
Родина Г.А. Современная финансиализация как новое качество экономики //Социально-политические исследования.- №3(4).- 2019.- С.45-58
Синцов Г.В. О значении парламентского контроля в Российской Федерации// Общественные науки. Право.- № 2(34).- 2015. - С. 17-21
Ключевые слова:
поправки к Конституции РФ от 04.07.2020г, конституционно-правовые основы бюджетного финансирования социального развития, гарантии аполитического, экономического, финансового суверенитет государства, финансово-правовые меры защиты суверенитета.


Статьи по теме