Роль конституционно-правового регулирования бюджетных отношений в условиях цифровизации
(Стр. 67-72)
Подробнее об авторах
Петрова Галина Владиславовна
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Транспортное право» юридического института, профессор кафедры гражданского права юридического факультета
Российский Университет Транспорта (МИИТ); Московский университет имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова)
г. Москва, Российская Федерация; г. Москва, Российская Федерация Ступаков Валерий Иванович кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права
Московский университет имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова)
г. Москва, Российская Федерация
Российский Университет Транспорта (МИИТ); Московский университет имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова)
г. Москва, Российская Федерация; г. Москва, Российская Федерация Ступаков Валерий Иванович кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права
Московский университет имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова)
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация:
Введение. В статье рассматриваются конституционные основы бюджетного регулирования и бюджетного процесса, которые развиваются в связи с расширением законодательного регулирования цифровизации бюджетных отношений. Анализируется информационно-правовое регулирование бюджетных отношений в условиях цифровизации бюджетирования и бюджетного контроля за эффективностью деятельности государственных органов и учреждений, распоряжающихся бюджетными средствами. Показана взаимосвязь процессов конституционно-правового развития и публично-правового регулирования планово-бюджетного финансирования потребностей государства в условиях цифровизации публичных финансов. Материалы и методы. Использованы нормативно-правовые акты, аналитические материалы, прогнозы Правительства России, Минфина России, Федерального казначейства о создании и функционировании государственных интегрированных информационных систем (подсистем, их компонентов, модулей) управления государственными публичными финансами. Применялись методы теоретического и сравнительно-правового анализа позиций ученых относительно соотношения правовых и неправовых регуляторов цифровизации бюджетирования, бюджетного процесса, правовых понятий информационного, бюджетного, цифрового законодательства. Результаты. Конституционно-правовое регулирование бюджетных отношений в условиях цифровизации показывает широкое использование конституционно-правовых средств для обеспечения информационной безопасности бюджетов, защиты бюджетной обеспеченности, эффективности бюджетного контроля в сфере публичных закупок и финансирования проектов. Следует отметить, что согласно положениям Конституции РФ информационная деятельность государства связывается с цифровой модернизацией управления публичными финансами при единстве публичной власти и бюджетной системы. Обсуждения и выводы. Отмечается, что цифровизация управления бюджетными средствами осуществляется по государственным программам цифровизации секторов экономики с участием органов государственной власти, государственных корпораций, публично-правовых компаний. Особая роль отводится цифровым финансово-бюджетным платформам, осуществляющим операции с публичными финансами при казначейском сопровождении, как интегрированным системам информационно-коммуникативного типа, обеспечивающим обмен, анализ, отбор информации всеми участниками бюджетного процесса.
Образец цитирования:
Петрова Г. В., Ступаков В. И. Роль конституционно-правового регулирования бюджетных отношений в условиях цифровизации // Проблемы экономики и юридической практики. 2025. Т. 21. № 1. С. 67-72. DOI: 10.33693/2541-8025-2025-21-1-67-72. EDN: ULBPKS
Список литературы:
Андреев В.К. Правовое регулирование применения цифровых технологий в гражданском обороте // Правовая информатика. №3. 2022. С. 13–22.
Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. Монография: Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М. —М: Проспект. 2023. 256 с.
Артемова С. Т., Жильцов Н. А., Чердаков О. И. Цифровой разрыв и конституционные гарантии цифрового равенства // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 41–45.
Габов А.В. Цифровая платформа как новое правовое явление // Сборник статей по итогам Четвертой международной научно-практической конференции «Бачиловские чтения» (Москва, Институт государства и права РАН, 5 февр. 2021 г.). С. 13–80.
Обеспечение законности в сфере цифровой экономики : учебник для вузов / под редакцией Н. Д. Бут, Ю. А. Тихомирова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2025. 257 с.
Омелехина Н.В. Цифровизация бюджетной сферы как предмет правового воздействия // Журнал российского права. № 6. 2020. С. 128–140.
Поветкина Н.А. Артюхин Н.Е. Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции. Монография. М. Норма. 2023г. С. 192.
Полякова Т.А. Развитие конституционно-правовых основ обеспечения информационной безопасности как составляющей национальной безопасности / Правовое государство: теория и практика. Научный проект РФФИ 18-29-16013 «Исследование концептуальных подходов к формированию системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе». 2020. С. 54–62. DOI 10.33184/pravgos-2020.4.6.
Постников А.Е. Конституционная модель политической системы России в условиях развития «цифрового общества» // Журнал российского права. №5. 2020. С. 38–49.
Терещенко Л. К. Реестровая модель оказания государственных и муниципальных услуг // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 7. С. 110–120. DOI: 10.12737/ jrl.2021.09.
Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. Монография: Грачева Е.Ю., Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М. —М: Проспект. 2023. 256 с.
Артемова С. Т., Жильцов Н. А., Чердаков О. И. Цифровой разрыв и конституционные гарантии цифрового равенства // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 41–45.
Габов А.В. Цифровая платформа как новое правовое явление // Сборник статей по итогам Четвертой международной научно-практической конференции «Бачиловские чтения» (Москва, Институт государства и права РАН, 5 февр. 2021 г.). С. 13–80.
Обеспечение законности в сфере цифровой экономики : учебник для вузов / под редакцией Н. Д. Бут, Ю. А. Тихомирова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2025. 257 с.
Омелехина Н.В. Цифровизация бюджетной сферы как предмет правового воздействия // Журнал российского права. № 6. 2020. С. 128–140.
Поветкина Н.А. Артюхин Н.Е. Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции. Монография. М. Норма. 2023г. С. 192.
Полякова Т.А. Развитие конституционно-правовых основ обеспечения информационной безопасности как составляющей национальной безопасности / Правовое государство: теория и практика. Научный проект РФФИ 18-29-16013 «Исследование концептуальных подходов к формированию системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе». 2020. С. 54–62. DOI 10.33184/pravgos-2020.4.6.
Постников А.Е. Конституционная модель политической системы России в условиях развития «цифрового общества» // Журнал российского права. №5. 2020. С. 38–49.
Терещенко Л. К. Реестровая модель оказания государственных и муниципальных услуг // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 7. С. 110–120. DOI: 10.12737/ jrl.2021.09.
Ключевые слова:
конституционные основы бюджетных отношений, цифровизация планирования бюджетных доходов и расходов, цифровизация бюджетирования, цифровые бюджетные платформы..