Проблемы правового регулирования контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации
(Стр. 262-268)

Подробнее об авторах
Кузнецов Иван Александрович
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
г. Москва, Российская Федерация Савостьянова Светлана Александровна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
г. Москва, Российская Федерация

Нажимая на кнопку купить вы соглашаетесь с условиями договора оферты

Аннотация:
В статье анализируется понятие контролируемой иностранной компании, обязанности контролирующего лица, история становления и развития правового регулирования контролируемых иностранных компаний за рубежном и в Российской Федерации. Цель исследования заключается в анализе положений российского законодательства, связанного с правовым регулированием контролируемых иностранных компаний, а также выявлении положительных и негативных аспектов для контролирующих лиц в свете последних изменений законодательства о налогах и сборах, вступивших в силу с 2021 года в Российской Федерации. Выводы. Вопрос о признании иностранной компании налоговым резидентом РФ является краеугольным камнем в правоприменительной практике, которая на данный момент складывается не в пользу налоговых органов. Считаем, что в целях уточнения порядка признания иностранной компании налоговым резидентом РФ в связи с управлением ее с территории РФ необходимо предусмотреть в НК РФ дополнительные критерии. В частности, следует закрепить в НК РФ положение, в соответствие с которым руководители иностранной компании обязаны обладать российским гражданством и при этом их деятельность должна осуществляться преимущественно на территории РФ. Нуждается также в более детальном урегулировании положение законодательства, связанное с представлением финансовой отчетности в отношении контролируемых иностранных компаний (далее по тексту - КИК), инкорпорированных на территории ЕАЭС. На практике возникают ситуации, когда налоговые органы трактуют положения законодательства о налогах и сборах по данному вопросу по своему усмотрению. Кроме того, в разъяснениях Минфина России и ФНС России существуют разные подходы к данному вопросу. Так, Минфин России придерживается позиции, что у контролирующих лиц нет обязанности по представлению финансовой отчетности, ФНС России же указывает, что представлять отчетность - это обязанность контролирующего лица. На наш взгляд, контролирующих лиц КИК, зарегистрированных на территории ЕАЭС можно освободить от данной обязанности, так как прибыль таких компаний освобождена от налогообложения1. Финансовая же отчетность необходима только для установления превышения или не превышения налогоплательщиком пороговых значений, установленных НК РФ. Считаем необходимым дополнить статью 129.6 НК примечанием с указанием смягчающих обстоятельств, которые были выработаны судебной практикой. Так, среди указанных обстоятельств можно предусмотреть снижение суммы штрафа за непредставление уведомления о КИК в срок в случае, если у налогоплательщика отсутствовал умысел на совершение правонарушения, признание вины налогоплательщиком, незначительное время просрочки, отсутствие ущерба бюджету, например, если прибыль КИК не превышает поровых значений. По нашему мнению, учет указанных обстоятельств будет отвечать принципам соразмерности и справедливости наказания. Введение фиксированного налога с прибыли КИК обладает как положительными, так и негативными последствиями для налогоплательщиков, которые вправе его применять. Среди положительных аспектов можно отметить то, что контролирующее лицо освобождается от обязанности представления финансовой отчетности в налоговые органы РФ. Кроме того, с точки зрения налогового планирования фиксированный налог может быть полезен для тех контролирующих лиц, у которых сумма прибыли КИК значительно больше 10 миллионов рублей2. Среди негативных аспектов можно отметить то, что налоговые органы вправе запросить отчетность после истечения срока уплаты налога в фиксированном размере с прибыли КИК. При этом следует подчеркнуть, что налог с фиксированной прибыли КИК исчисляется и уплачивается вне зависимости от финансовых результатов компании. Стоит также отметить, что у налогоплательщика отсутствует право на зачет убытков прошлых лет. Кроме того, у контролирующего лица при уплате налога с фиксированной прибыли КИК будет отсутствовать возможность зачета уплаченных налогов за пределами территории РФ.
Образец цитирования:
Кузнецов И.А., Савостьянова С.А., (2021), ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Проблемы экономики и юридической практики, 3 => 262-268.
Список литературы:
Department of the Treasury. The Deferral of Income… P. 12; U.S. National Foreign Trade Council. The NFTC Foreign Income Project: International Tax Policy for the 21st Century, Part One: A Reconsideration of Subpart F (25 March 1999). [Electronic resource] URL: http://www.nftc.org/default/tax/fip/NFTC1a%20Volume1_part1.pdf (дата обращения: 16.06.2021);
Message from the President of the United States Relative to our Federal Tax System, H.R. Doc. No. 140, 87th Cong., 1st Sess 6, 26 (1961);
Dahlberg М., Wiman В. The Taxation of Foreign Passive Income for Groups of Companies … P. 26-27;
Платежный баланс Российской Федерации в 2001, 2007, 2009, 2011 и 2013 гг. / Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения 17.06.2021);
Паничкин В. Б. Англо-американское трастовое право: монография. - М.: Проспект, 2020. - 544 c.
Ключевые слова:
контролируемые иностранные компании, контролируемые иностранные структуры, контролирующее лицо, обязанности контролирующих лиц, финансовая отчетность, ОЭСР, план Бепс, ЕАЭС.


Статьи по теме

13. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10) Страницы: 173-176 Выпуск №14890
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ «МЯГКОГО» РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ
прибыль контролируемые иностранные компании ОЭСР налогообложение
Подробнее
Частно-правовые (цивилистические) науки Страницы: 31-42 DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-1-31-42 Выпуск №35446
Охваты накопительными пенсионными планами в странах ОЭСР
накопительная пенсия условно-накопительная пенсия пенсионный охват квазиобязательная пенсия автоматическое присоединение
Подробнее
МНОГОВЕКТОРНАЯ ШКОЛА ЦИВИЛИСТИЧЕСКИХ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Страницы: 31-34 Выпуск №7907
Некоторые правовые аспекты защиты права потребителей в странах ЕАЭС
ЕАЭС потребители защита прав гармонизация унификация
Подробнее
3. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 08.00.14 Страницы: 50-57 Выпуск №19457
К вопросу влияния финансовых технологий на создание единого платежного пространства ЕАЭС
ЕАЭС платежная система платежная инфраструктура финансовые технологии интеграция
Подробнее
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ Страницы: 60-63 Выпуск №102671
Некоторые аспекты рассмотрения споров в отношении заключения, исполнения и расторжения международных экономических договоров
международный экономический спор ВТО ЕАЭС ОРС международный экономический договор
Подробнее
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03) Страницы: 52-58 DOI: 10.33693/2072-3164-2021-14-2-052-058 Выпуск №18617
Несамостоятельность юридической личности общества от личности его участника как тенденция законодательства и правоприменительной практики
общество с ограниченной ответственностью субсидиарная ответственность субсидиарная ответственность участника общества с ограниченной ответственностью контролирующее лицо гражданин как субъект предпринимательского права
Подробнее
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬcКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03) Страницы: 55-61 DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-55-61 Выпуск №17728
Интеграционные процессы ЕАЭС, как фактор влияния на трансформацию предпринимательского законодательства России
ЕАЭС право ЕАЭС Суд ЕАЭС экономическая интеграция правовая интеграция
Подробнее
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Страницы: 49-59 DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-1-49-59 Выпуск №16619
К вопросу о функционировании тематического блока «Электронная таможня» в Евразийском экономическом союзе
Всемирная таможенная организация ВТамО Евразийский экономический союз ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия
Подробнее
Социальная история Страницы: 59-70 DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-59-70 Выпуск №18317
Внешние триггеры интеграционных процессов в Центральной Азии
Центральная Азия Россия ЕАЭС Один пояс - один путь европейский интеррегионализм в Центральной Азии
Подробнее
3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02) Страницы: 59-63 Выпуск №8046
Аудит финансовой отчетности политических партий
политические партии аудит аудиторская организация финансовая отчетность финансовая деятельность
Подробнее